Статья взята с сайта "Дрессировка и спорт" http://www.sportdog.ru/articles.

Данная статья была написана по просьбе немецкого журнала «Гебраусхунд»( Der Gebrauchshund - Рабочая собака). Мы приводим здесь ее полный вариант.

Как наверное и любая страна, Россия имеет свои богатые традиции обучения собак и их использования для служебных целей. Однако за последние 15 лет в России поизошло столько разных событий, что радикальные изменения затронули все сферы жизни, и разумеется, не оставили в стороне как собаководство в целом, так и дрессировку в частности. И чтобы понять, какая же она сейчас - дресировка в России, - в чем ее особенности, каковы традиции, а также причины успехов и неудач, нужно немного обратиться к истории.

Собственно та Россия, каковой она является сейчас, начала зарождаться в 90-х годах прошлого века, а до этого времени существовало совсем другое государство - СССР, в котором было другим все - в том числе и собаководство. Однако и тогда люди точно так же, как и сейчас, покупали себе домашних собак, водили их на выставки, обучали и участвовали в соревнованиях.

В период существования СССР все клубы любителей собак были членами единой военизированной организации - ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). И все любители собак подчинялись довольно строим правилам, которые устанавливали клубы.

Очень много лет в России главной породой среди любителей собак была так называемая «немецкая (восточно-европейская) овчарка» - несколько видоизмененный тип немецкой овчарки: более мощная и рослая собака.

Такая овчарка в 80х годах - стоила 25 руб (если пересчитать по официальному курсу того времени, то это составляет 16 долл, или около 30 долл по курсу «черного рынка»). Однако, чтобы купить собаку, в те годы надо было выполнить ряд требований. Например, новички должны были обязательно пройти курс обучения в клубе собаководства, и сдать экзамен (так называемый «техмнимум»). От будущего владельца собаки требовалось подтвердить свои знания по кормлению (в те времена о готовых кормах для собак еще никто не слышал), содержанию и дрессировке собаки. Причем, знания, которые давались на таких курсах, были достаточно глубокими. Начинающие владельцы после курсов назубок знали симптомы распространенных собачьих заболеваний, особенности экстерьера и содержания различных пород, физиологические основы и методы дресировки. И только после сдачи подобного экзамена владелец наконец-то имел возможность приобрести собаку. Однако и в этом случае иногда приходилось ждать, пока подойдет очередь. Кстати, некоторые клубы для определения очередности продажи щенков, часто ориентировались на оценки, полученные за «техмнимум». Чем выше были оценки, тем скорей человек мог купить щенка.

Естественно, что при таком подходе, как к покупке, так и к дальнейшему обучению собаки люди относились очень отвественно.

Каждый будущий собаковод четко знал, что он должен будет обязательно представить свою собаку в клуб на смотр щенков (выводку молодняка), затем обязательно пройти курс дрессировки и сдать экзамен. Только после этого клуб оформлял собаке родословную. До этого времени щенку полагалась лишь своеобразная «метрика», которая потом обменивалась на взрослый «паспорт», то есть родословную. В общих чертах такая же система обмена сохранилась в России и до сегодняшнего дня, однако теперь сдавать экзамен по дрессировке для получения родословной не требуется.

Однако в СССР такой подход способствовал очень серьезному отношению собаководов к дрессировке своих питомцев. Кстати, ограничений в возрасте участия в испытаниях долгое время фактически не было, так что довольно обыденным делом была сдачей собакой нормативов ОКД (см. врезку) в возрасте 6 месяцев, а ЗКС - в возрасте 10 месяцев. При этом считалось делом чести, чтобы эти экзамены были сданы на 1 степень, т.е. собака получала за свою работу свыше 90 баллов из 100 возможных. Большинство собаководов стремились повторно пройти испытания, если собака получала на них 2 или 3 степень (80 или 70 баллов).

Собаки, успешно сдавшие испытания по ОКД и ЗКС или получившие «степень» на соревнованиях, получали не только дипломы, но и также награждались специальными медалями и жетонами. Эти медали были разного цвета (красного, синего и зеленого - цвет зависел от степени), а надпись на медали указывала, за какую дрессировку медаль получена. Иметь медали считалось очень почетным, собака с медалями вызывала всегда уважение. Медали крепили на специальной цепочке на шее собаки, а когда медалей становилось очень много, для медалей шился специальный «фартук», в котором собака шеголяла на зависть окружающим в дни выставок, на награждении на соревнованиях, на праздниках и показательных выступлениях. Подобные медали - тоже разных цветов, но особого вида - раньше выдавались и за выставочную оценку.

В последние годы традиция носить медали почти сошла на нет, хотя некоторые клубы еще продолжают выдавать специальные медали за дрессировку.

***

В годы существования СССР спорту с собаками оказывалась серьезная государственная поддержка. Особенно много делалось для такого вида спорта как «военное пятиборье со служебными собаками». Оно включало в себя несколько видов: плавание и стрельбу (выполнялось без собак), кросс с собакой на несколько километров (зависело от возраста и пола проводника), задержание фигуранта (выполнялось сразу после кросса ) и полосу препятствий (которые спортсмен должен быть преодолеть вместе с собакой). Этот спорт требовал не только высокой обученности собаки, но и хорошей спортивной подготовки, как от собаки, так и от проводника, а также слаженности, сработанности их действий. Большое число любителей собак, особенно молодых, серьезно занимались этим видом спорта при мощной поддержке клубов. Например, спортменам бесплатно предоставлялось тренировочное время в бассейнах, тирах, стадионах, оранизовывались выезды на сборы и соревнвоания. Как уже упоминалось, собаководство во времена СССР было ориентировано на военные нужды, а вооруженным силам постоянно требовались новые военнослужащие, в том числе и кинологи. Военная служба сроком на 2 года в России являлась (и является до сих пор) обязательной для всех молодых людей старше 18 лет, поэтому в годы расцвета служебного собаководства многие молодые люди проходили действительную военную службу вместе со своими собаками в качестве кинологов, например, в пограничных войсках. Считалось, что многоборье со служебными собаками как нельзя лучше готовит молодых людей к военной службе.

В 90-х годах этот вид спорта утратил свое значение и перестал быть таким популярным, однако сейчас он возрождается. Он утратил военную подоплеку и остался просто очень зрелищным, интересным и достаточно сложным видом спорта. Сейчас проводятся всероссийские и начинают проводиться международные соревнования.

Существует летнее и зимие многоборья. В зимнем многоборье присутствуют элементы скиджоринга.

После 90-х годов в Россию вместе с другими переменами пришли и новые дрессировки - IPO, SchH, аджилити. Интересно, что IPO пришло в Россию вместе со своеобразными методиками подготовки - российские собаководы с удивлением узнали, что собак можно дресировать не только используя корм и строгий ошейник, но и с помощью игры и игрушек. Понятия IPO и «игрушка» оказались настолько связаны друг с другом в сознании людей, что многие стали считать, что подготовка собаки по IPO исключает применение строгости и строгого ошейника вообще. Такое же подход стал популярен и в защите - с собаками много играли, и практически вообще перестали использовать естественную, природную агрессию. Неудивительно, что у IPO в такой форме нашлось в России множество противников. Долгие годы среди российских собаководов не утихали дискуссии на темы «ОКД-ЗКС против IPO». Всем было очевидно, что «механичное» послушание в ОКД (обусловленное суровыми методами дрессировки) проигрывает активному послушанию собаки в IPO, однако защита IPO в той форме, в какой она практиковалась в России, невольно вызывала мысли о несерьезности происходящего. Была даже распространена точка зрения , что IPO - это чисто «спортивная» дрессировка, а ОКД-ЗКС - «реальная». Однако время расставило все на свои места. Современные варианты ОКД и ЗКС выключают в себя требования к активному поведению собаки, а методики IPO/SchH пришли в Россию и другие - в том числе и те, где широко использовался наряду с прижившимися мячиками и традиционный для России строгий ошейник, и защитные методики, в которых от собаки требовалась жесткая работа против человека.

И тем не менее, средний российский владелец собаки служебной породы до сих пор весьма настороженно относится к европейским защитным видам спорта. Большинство собаководов, особенно собаководов со стажем, кто открыто, а кто подсознательно, считают Шуцхунд своеобразными «танцами», игрой, не имеющей к реальной защите никакого отношения. Этому есть несколько причин.

Как уже упоминалось выше, в СССР долгие годы собаководство носило военизированный характер, требовавшей от собак довольно агрессивного поведения. Даже в старых нормативах курса послушания (ОКД), в упражнении «отказ от корма, предложенного посторонним человеком» собаке разрешалось не только пассивно не брать протянутую еду, но и агрессивно броситься на такого человека. Предполагалось, что любая служебная собака должна выполнять охранные функции (например, охранять квартиру, машину, дачу, наконец, самого владельца), а какой же это охранник, если он не злобный и его можно подкупить едой? Годы перестройки и последовавшего за ним развала СССР повлекли за собой резкое повышение криминогенной обстановки, и традция воспитывать и обучать собак, культивируя их агрессию, обрела дополнительный практический смысл. Видимо благодаря этому общему настрою, Россию обошли стороной движения «зеленых», требующих прекратить обучать собак кусать человека. В России правоохранительная ситсема пока не очень сильна, а оружие для самообороны приобрести сложно, поэтому граждане предпочитают сами заботиться о своей безопасности, и стараются обучить собаку работе против человека. Другой вопрос, насколько эффективно такое обучение и насколько современные собаки (особенно современные шоу-собаки) способны к выполнению таких задач, но тем не менее, люди занимаются защитными дрессировками (как нормативными, так и более приближенными к задачам разного рода охраны), чувствуют себя более спокойно, и общество в целом довольно лояльно относится к агрессивным собакам. Так что если защитные любительские кинологические виды спорта и будут когда-нибудь запрещены, то Россия, пожалуй, будет последней страной, где это произойдет. Если произойдет вообще.

Тем более, что IPO в настоящее время уже довольно прочно прижилось в России. К сожалению, этот вид спорта пока не является массовым, скорее «элитарным». Причина этого - в высоких затратах на обучение собаки. Дело в том, что клубная система, подобная существующей в Германии, в России только начинает развиваться. Пока же клубы предлагают собаководам тренировки по IPO на платной основе, причем плата эта довольно высока, обучение занимает довольно много времени. и результат, зачастую, не гарантирован. Впрочем, в настоящее время все больше становится спортменов, объединяющихся в спортивные группы и строящие тренировки на основе взаимопомощи, особенно это касается тренировок по послушанию и следу.

Кстати, в России очень много полей и эти поля - настоящий рай для шуцхундера. Десятилетия советской власти производством сельскохозяйственной продукции занимались лишь коллективные и государственные хозяйства, которые (особенно последние) зачастую мало интерсовались тем, что происходит на полях в отрезке между посадкой и сбором урожая. И до сих пор мелких частных фермеров в России очень мало, а лишь они обычно ревностно оберегают свои поля от вторжения любых чужаков, даже если это всего лишь человек с собакой. На полях, принадлежащих крупным хозяйствам можно тренироваться почти беспрепятственно. Так что те, кто в России желает серьезно заниматься следовой работой, имеют для этого пока все условия.

Однако, как всегда, находятся другие факторы, которые создают трудности. Например, очень актуальная для российских спортсменов тема - следовые тренировки в зимний период. В большинстве регионов России снег выпадает уже в октябре, и сходит только в апреле, причем часто лежит покровом глубиной до полуметра, что делает невозможными следовые тренировки примерно на полгода. Также определенные трудности создает довольно низкая температура зимой - -20-30 С, впрочем, большинство спортсменов и просто любителей не прекращают занятия и в такую погоду.

Еще одна проблема - транспортная. Дело в том, что очень большая часть собаководов не имеет собственного транспорта и вынуждена пользоваться городским, так что поездка на тренировку с крупной собакой в большом городе бывает непростым и выматывающим делом. Кстати, так сложилось исторически, что клубы собаководства сосредоточены в городах, и собак служебных пород в качестве компаньона или спортивной собаки содержат главным образом горожане. Причем более 90% таких собак содержатся прямо в городских квартирах и живут в семьях своих хозяев, не имея отдельного помещения или клетки. Естественно, что при таких услових содержания, собака становится фактически членом семьи. Это обстоятельство делает понятным факт, почему в России медленно развивается большой спорт с собаками. Нацеленность на успех предполагает не только упорные тренировки, но и соответствующий подбор или смену собаки. Однако большинству россиян трудно избавиться от плохой по рабочим качествам собаки по моральным причинам: для них даже самая плохая собака все равно остается членом семьи и верным другом, которого нельзя предать. Взять же вторую собаку в большинстве случаев бывает невозможно из-за стесненных жилищных условий

Кстати, одной из причин огромных успехов российского аджилити на мировых чемпионатах (о которых мы еще расскажем ниже) возможно было то, что в аджилити выступают в основном некрупные собаки, и для большинства спростменов было не проблемой взять в дом лучшую по качеству вторую или даже третью собаку.

***

Хотелось бы упомянуть еще об одном любопытном факте, который характерен для российской дрессировки. Подавляющее большинство людей, увлекающихся в России дрессировкой - это женщины. Закономерно, что по этой же причине в различных ведомствах, силовых организациях очень много женщин-кинологов. Трудно назвать определенную причину такой ситуации, возможно она кроется вообще в психологическом типе женщины, которой природой предначертано воспитывать, но факт остается фактом - кинологический спорт в России - это спорт преимущественно женский. Кстати, возможно, подобная «феминизация» собаководства, а также то, что собаки проживают в семьях, объясняет нелюбовь большинства российских собаководов к жестким методам дрессировки. Для них зачастую более приемлемо в сердцах ударить собаку за непослушание, чем методичным жестким принуждением добиваться подчинения.

***

Сейчас дрессировка в России переживает второе рождение. Благодаря интернету, ставшими возможными поездками для обмена опытом в другие страны, семинарам, началось активная переработка и совмещение мирового опыта дрессировки с отчественными наработками и традициями. И чисто российское упорство, нацеленность на победу, а также способность использовать все ресурсы и находить выход из любой ситуации, дают свои плоды.

Уже появились первые успехи на мировых чемпионатах, которыми можно гордиться. Российские девушки уже несколько раз становились чемпионками мира по аджилити, как на личных, так и на командных трассах, российский спортсмен стал бронзовым призером чемпионата мира по FH, также следует отметить второе место на Чемионате мира доберманов по IPO.

Пожалуй, следует сказать, что многим российским спортсменам присуще желание добиться успеха именно с той собакой, которая у них есть сейчас, даже если они видят ее недостатки, причем методы могут использоваться самые разные. И при этом российских дрессировщикам присущ высокий спортивный, соревновательный дух, который на протяженении многих лет культивировался в клубах, когда на многочисленных соревнованиях шла жестокая борьба за каждую половину балла, и любая ошибка собаки воспринималась проводником как катастрофа.

Возможно, читателю станет понятнее, если мы приведем несколько любопытных фактов о российских спортсменах.

- Будущая чемпионка мира по аджилити Елена Клокова перехала из Москвы, где тренировалась, в провинцию, где об аджилити даже не слышали. Она договорилась с местным стадионом, и с 5 до 7 утра на снарядах, построенных самостоятельно, с помощью своей семьи, ежедневно тренировалась. При этом она всегда видела в собаке личность и избегала в тренировках любой жесткости.

- Другая чемпионка мира, Светлана Туманова, наоборот, считает, что собака должна серьезно работать, даже если это такой веселый на вид спорт как аджилити. Ее собственный шпиц,с который потом она потом несколько раз стала чемпионкой мира, до 10 месяцев считался совершенно неперспективным, но требовательность, жесткость и упорство хозяйки привели их к победе. Купив себе еще одну собаку для выступлений в другой ростовой категории Светлана обнаружила, что собака генетически не способна бегать аджилити, но вместо того, чтобы ее продать, занялась с ней Обидиенс, также достигнув больших успехов и выступая на мировых чемпионатах.

(Кстати, следует заметить, что российские дрессировщики, добившиеся успеха, стремятся не останавливаться на одном виде спорта, и часто занимаются сразу несколькими видами)

- Бронзовый призер чемпионата мира по FH Юрий Лысенков долгое время выступал со своей немецкой шоу-овчаркой по ИПО, но физические ограничения собаки не позволяли ей занимать высокие места вэтом виде спорта. Тогда Юрий сконцентрировался на более доступном его собаке виде спорта - на FH. Будучи сам в прошлом профессиональным спортсменом, к тренировках собаки он тоже подошел с серьезных спортивных позиций. И не имея за спиной большого опыта выступлений по FH в России (где пока проводится 2-3 соревнования в год, в которых участвуют не более 5 человек), сразу добился успеха на мировом чемпионате. Кстати, по ИПО он продолжает выступать на внутренних соревнваниях.

- Владелица питомника доберманов Наталья Кроха, проживая вдали от дрессировочных центров, всегда испытывала большую проблему с фигурантами. Не желая доверять своих собак неквалифицированным фигурантам, она со своей подругой и компаньонкой стала обучать своих собак защитной службе самостоятельно - по очереди надевая защитный рукав и пуская собак друг на друга. На Чемпионате мира ее доберман получил за защиту 96 баллов. Даже если сделать скидку на породность чемпионата, все же им удалось обойти множество спортсменов, которые имели возможность готовить своих собак у профессиональных фигурантов.

Кстати, следует отметить, что большинство спортсменов в России являются профессиональными дрессировщиками. Дрессировка собак является или их основнй профессией или второй профессией, которой они занимаются параллельно с основой работой. Многие оставляют основную работу, чтобы тренировать платные группы по дрессировке или давать частные уроки или осуществлять частный тренинг собак.

И все же следует сказать, что в настоящее время система дрессировки и соревнований в России все еще находится в стадии преобразований. Все-таки за последнее десятилетие выставки основательно потеснили соревнования. Постоянный нажим ощущается и со стороны FCI, из-за которого в национальных породных клубах отменяются требования к дрессировке. И тем не менее, российские собаководы всегда предпочитали сильных, уверенных в себе и отлично отдрессированных собак, поэтому есть надежда, что период нестабильности закончится, и россияне смогут стать достойными соперниками для своих зарубежных коллег во всех видах кинологического спорта.