Чечня: собаки на войне

Что может объединять ротвейлера, спаниеля и ризеншнауцера, кроме того, что они собаки? Джека, Эрни и Раду объединила тяжелая и опасная работа.
Джек

С ротвейлером Джеком и спаниелем Эрни мы познакомилась в ноябре, когда они вместе со своими хозяевами Сергеем Ткачевым и Александром Арефьевым должны были ехать в командировку в зону боевых действий в Чечню.

Командировка состоялась. В центре служебного собаководства, нам сообщили - Джек погиб.

Он не подорвался на мине, как это бывает обычно, - Джек мучительно умер от отека легких уже дома, в Бурятии.

Когда за несколько дней до конца командировки в Старопромысловском районе Грозного одна из ракет тяжелой артиллерии попала в большую емкость с аммиаком, люди с собаками оказались как раз в центре образовавшегося облака. Собаки в отличие от людей могут стерпеть адскую боль, выдержать лютый холод, но иногда достаточно одного лишь вдоха ядовитого газа, чтобы чуть позже собачьи легкие превратились в разорванную тряпицу.

Я чувствую, как во время рассказа о своей погибшей собаке голос Сергея, ее хозяина, предательски дрожит. Что же, это вполне понятно. Он потерял на войне друга. Друга, с которым 60 суток делил суровые военные будни.

На могиле Джека будет поставлен памятник, настоящий, с фотографией. Последней, кстати, и не оказалось, кроме той единственной, которую сделал Святослав Иванов - фотограф нашей газеты - перед самой поездкой.

Джек не был беспечным домашним любимцем, которого фотографируют при каждом удобном случае. Он был настоящей служебной собакой.

Около трех килограммов тротила, пластида, три автомата Калашникова - вклад четвероногого «солдата» по имени Джек в победу на чеченской войне.
Эрни служит дальше

Зато целым и невредимым приехал с войны спаниель Эрни. Пожалуй, он стал только еще серьезнее и бдительнее. Хозяин Саша Арефьев рассказал нам, что жили они в палатках, спали и ели вместе. Теперь целых полкилограмма гашиша и много другой наркотической гадости не отравят кому-то жизнь благодаря Эрни. (Напомню, что Эрни - большой специалист по поиску наркотиков). Как это ни печально, работы ему хватит и здесь. Что же, успехов тебе и поменьше работы, лохматый герой!
2 тысячи долларов за собаку ОМОНа

Рассказывает инспектор-кинолог Олег Волчков:

- Когда Стас Султумов, будущий хозяин ризеншнауцера Рады, устроился в отряд кинологом, в питомнике МВД выбрал себе собаку. Немного поработал с ней, а потом ему предложили ее выкупить. Позднее Стас съездил с Радой в Ростов на учебу по минно-подрывному делу, где собаку натаскали на оружие и взрывчатые вещества. Как это делается, я объяснять не стану - тут целая система. Именно потому, что собака прошла обучение, ее взяли в «горячую» точку. Первый раз она ездила со мной, а теперь осталась еще на 3 месяца уже вместе со своим хозяином, без которого очень скучала.

Как и всех членов отряда, Раду поставили на довольствие - на правах бойца ОМОНа она получала сухпаек. А вообще питалась Рада, как и все, отдельно, никто не варил. В основном она работала при досмотре автотранспорта на контрольно-пропускных пунктах и блок-постах, при зачистке зданий. Мы старались не брать Раду туда, где опасно, - собака же не видит растяжку. А в учебных закладках она безошибочно определяла, где находится взрывчатое вещество.

Командир отряда Вячеслав Мархаев:

- С помощью Рады мы обнаружили склад боевиков, в селе Белгатой в районе фермы нашли неразорвавшуюся кассетную бомбу - потом вызывали военных саперов, которые уничтожали ее целый день. Собака просто необходима для работы на КПП. Именно потому, что ребята стояли с собакой, не было фактов обнаружения больших партий оружия и боеприпасов. Просто боялись провозить. Даже чеченцы заприметили, как работает Рада, и предлагали за нее 2 тысячи долларов. Местные жители подарили нам двух кавказских овчарок, еще щенков. Они хотя и маленькие, но сторожа уже хорошие. Если замену больше отправлять не будем, то наши привезут Фэри и Мэри (так их зовут) сюда. На войне собака - большое подспорье и полностью оправдывает все затраты.
Четыре бурятских "немца" в Чечне

В феврале этого года четыре милиционера-кинолога центра Юрий Гребенщикоов, Алексей Хомушкеев, Сергей Шильников, Дагба Васильев вместе со своими питомцами, четырьмя немецкими овчарками, уехали на места боевых действий. Сколько мини- растяжек, оружия, патронов, тротила или наркотиков обнаружили они и сколько еще найдут, будет известно только в середине лета, когда закончится командировка.

Может быть, им, служебно-розыскным собакам, отведена одна из сложных ролей в нашей самой что ни на есть человеческой войне, вернее, конечно, бесчеловечной. Впрочем, звериный оскал ее отнюдь не собачий. Какой? Не знаю...

Может быть, это знают они, по одному лишь знаку хозяина бросающиеся в напичканные смертью и часто неподдающиеся разминированию подвалы…

Нана Бадуева, Татьяна Воронина.
Фото: С.Иванов