Взято с http://www.clickertraining.ru/forum/viewtopic.php?t=64

“Здравствуйте, уважаемый Валерий Варлаков!
... Хочу обратиться к Вам с проблемой, которая возникла не только у меня, но и у многих владельцев собак.
В феврале на пустыре возле нашего дома работала салютная установка. Это пришлось на время моей прогулки с собакой. Увидев зарево и услышав залп, мой годовалый кобель-кавказец испугался до истерики и рвоты.
С тех пор прогулки стали кошмаром. Послушная и спокойная до этого собака при звуке даже слабого хлопка ужасно пугалась. Пес просто пере-ставал реагировать на команды и убегал домой. Промучившись два месяца, я обратилась на дрессировочную площадку.
Инструктор-дрессировщик подробно расспросил, в чем состоит проблема. Во время занятий он добивался, чтобы собака преодолевала свой страх перед выстрелом и защищала хозяина или его имущество. По окончании курса занятий собака стала защищать меня и мои вещи, не обращая внимания на выстрелы.
Во время прогулок собака стала гораздо спокойнее, увереннее в себе, прекратились “показательные истерики”. В течение трех месяцев собака совершенно не реагировала на выстрелы и хлопки пиротехники.
Но, к сожалению, этот страх снова вернулся. Внешне пес совершенно не труслив. Другие громкие непривычные звуки его не пугают.
В конфликтах с собратьями он ни разу не поджал хвост, хороший охранник, не впадающий в крайнюю степень злобы, на площадке выдержива-ет жесткую лобовую атаку. И при этом он дико пугается даже негромкого хлопка пиротехники. А вот на прогулке в лесу подобные звуки моего пса совершенно не волнуют.
...исправим ли такой дефект поведения вообще?
В связи с массовой продажей пиротехники такая ситуация стала проблемой для многих владельцев.
С уважением Валерия Королева.

На мой взгляд, абсолютно бесстрашных собак не существует. Любая собака в определенной ситуации проявляет настороженность и боязнь. Некоторые собаки не боятся себе подобных, но очень скромно ведут себя по отношению к людям. Другие готовы к борьбе с человеком, но сторонятся даже самых маленьких собак. Третьи не боятся двуногих и четвероногих, но их пугает высота. Список можно продолжать до бесконечности.
Боязнь можно рассматривать как одну из форм реализации потребности в самосохранении. Известны три основных проявления этой потребности: активное нападение, пассивная оборона (когда животное загнано в угол) и бегство. Часто в ситуациях, которые вызывают у большинства щенков испуг, некоторые из них проявляют любопытство и выраженное исследовательское поведение. То есть норма реакции на одни и те же раздражители определяется в основном врожденными особенностями психики животного.
Иногда боязнь проявляется в “патологической” форме.
Во-первых, это может быть обусловлено врожденной болезненной чувствительностью органов чувств животного к сигналам внешнего мира, которые большинство сородичей просто не воспринимают.
Во-вторых, способ обработки внешних сигналов может иметь наследственную патологию, что не позволяет животному адекватно воспринимать окружающее и ведет к замедленной адаптации к изменениям окружающего мира. Внешне это имеет форму беспричинного страха по самым раз-личным поводам. В “человеческой” психологии таких индивидуумов отнесли бы к психопатам.
Перечисленные виды врожденной боязни можно отнести к первому типу и обозначить как “боязнь всего непонятно чего”. Такое поведение с трудом поддается коррекции. Сложно научить такую собаку осознавать, что не всякая внешняя пугающая ситуация несет реальную опасность. Сложность состоит в том, что человек подчас не в силах понять, что именно пугает собаку, какие элементы “картинки” запускают механизм инстинкта самосохранения. На проявления такого поведения влияют индивидуальные способности животного, а также породная специфика.
Второй вид проявления боязни: собака нормально реагирует на окружающий мир, но очень легко запечатлевает какие-то события и связывает их с конкретной ситуацией. Это то, что я называю обучением через аффект. Его можно считать одной их форм приспособления собаки к жизни: очень быстрая, но неадекватная с точки зрения человека адаптация. В этом случае страх обычно проявляется в виде агрессии либо бегства. Для обучения через аффект характерно жесткое закрепление модели поведения. Если собака в первый раз убежала, то она всегда будет убегать, а если атакова-ла - то всегда атаковать. Прогноз и здесь не слишком утешителен. В состоянии аффекта собака впадает в состояние, близкое к бессознательному, то есть не контролирует себя, и “достучаться” до ее сознания удается крайне редко.
Третий вариант: боязнь, закрепленная посредством условного рефлекса, который может формироваться по двум сценариям:
а) “одноразовое” обучение под влиянием сильного, как правило, болезненного воздействия в сочетании с нейтральным сигналом.
Этот вариант внешне очень схож со вторым, но есть и существенная разница. В отличие от аффективного, при условно-рефлекторном обучении у собаки первоначально формируется реакция боязни на вполне определенный сигнал, который легко установить. Собака при этом контролирует свое поведение. Способы, с помощью которых собака избегает пугающей ситуации, могут быть весьма разнообразными: сигнал запускает эмоциональное состоя-ние, а не жесткую программу поведения. Пример: собаку возле столба ударило током в дождливый день, после этого она стала бояться определен-ного места или столбов вообще. Однако вряд ли она будет шарахаться от любой вертикально стоящей палки. При аффектном же поведении живот-ное не в состоянии дать происходящему правильную оценку и контролировать свое поведение.
Следует отметить, что при третьем варианте поведения круг внешних воздействий, вызывающих испуг, может постепенно расширяться (это явление называется генерализацией). Зачастую это происходит, если воздействие было сильным, а сигнал не локализован в пространстве и повторяется (например, так формируется боязнь выстрела). Со временем собака может проявлять негативную реакцию не только на выстрел, но и на более сла-бые звуки: хлопок двери, выхлоп автомобиля или даже щелчок пальцами. Таким образом собака начинает неадекватно реагировать на все большее количество внешних воздействий.
Теперь рассмотрим случай, описанный в письме. Заочно “поставить диагноз” очень сложно, но можно попробовать это сделать. Первый вариант поведения отпадает практически сразу: до салюта собака ничего не боялась.
То, что на дрессировочной площадке удалось хотя бы на время избавить от “вредной привычки”, свидетельствует, что обучение через аффект здесь тоже маловероятно. Скорее всего, речь идет именно о третьем варианте поведения: образования стойкого проявления испуга как условного рефлекса.
Можно предположить, что одновременно со звуком собака испытала воздействие ударной и акустической волны от залпа салютной установки. Сильное болевое воздействие по принципу условного рефлекса животное связало со взрывом. Из-за большой громкости собака вряд ли могла четко локализовать источник воздействия, поэтому она связала свое состояние с местом и звуком. В дальнейшем за счет упомянутой выше генерализации собака стала реагировать на схожие звуки: хлопушки и петарды.
Если говорить о способе, который выбрал инструктор для восстановления нормального поведения собаки, то он был в принципе правильным. “Вытеснение” гипертрофированных проявлений инстинкта самосохранения инстинктом охраны хозяина дает хороший результат. Этот метод соответ-ствует особенностям психики кавказских овчарок (как и других служебных пород), особенно если собака до этого уже имела навыки защитной службы. Правильность выбранной методики подтверждается тем, что на время собаку удалось избавить от панического страха перед взрывами.
Почему же “лечение” в конечном счете не удалось? На мой взгляд, это произошло потому, что не были учтены два фактора.
Во-первых, существует понятие растормаживания условного рефлекса. Если у собаки в течение некоторого времени не было подкрепления рефлекса, а тем более, если он вытеснялся, то этот рефлекс ослабевает. Но рефлекс при этом не “умирает”, а “засыпает”. Если через некоторое время сно-ва подается условный раздражитель, то рефлекс может восстановиться.
Вероятно, после занятий на площадке во время прогулки собака услышала звук, который восприняла как условный сигнал. Причем для этого был вовсе не обязателен залп салютной установки (выше говорилось о генерализации реакции на условный раздражитель). Вполне достаточно малень-кой петарды, но в ее звуке что-то напомнило собаке (на подсознательном уровне) о пережитой боли и рефлекс восстановился.
Второй фактор, который не позволил собаке окончательно избавиться от страха, - жесткая привязка занятий к определенному месту (дрессировочной площадке). Это подтверждается словами автора письма о том, что в лесу собака на выстрелы не реагирует. Площадка, на которой проходили тренировки, тоже находится среди деревьев.
А ведь отрицательное воздействие, которое в свое время получила собака, в ее сознании могло ассоциироваться именно с местом прогулок (пусты-рем). Вспоминается старый анекдот, когда ключи ищут под фонарем, потому что там светлее. В данном случае ситуация сходная: отрицательное воздействие связано с местом прогулок, а его “переделка” проходит на дрессировочной площадке.
Кроме того, убирать боязнь выстрела или взрыва, одновременно обучая собаку защите хозяина, не вполне корректно. На первом этапе подготовки животное испытывает стресс. Задача же состоит в том, чтобы поменять эмоциональное состояние собаки, возникающее при резком звуке, с отрицательного на положительное. В данном случае известное правило “минус на минус дает плюс” не работает.
Не следует забывать и о том, что в условиях обычной прогулки собака не может реализовать полученный навык. Для этого ей приходилось бы при каждом взрыве хлопушки атаковать человека, стоящего рядом с хозяйкой. Если же собака не может реализовать такую схему поведения, то воз-можна большая перегрузка психики, что приводит к нервному срыву и восстановлению у животного нежелательного рефлекса.
Как же может выглядеть общая схема занятий по устранению боязни выстрелов или взрывов? Прежде всего, не стоит сразу начинать с “вытеснения” реакции испуга реакцией агрессии. Сначала необходимо расширить спектр звуковых раздражителей, найти такие, которые практически не вызывают реакции испуга, и связать их с позитивным подкреплением: пищей, игрой, лаской. Начинать следует с выработки у собаки положительной реакции на щелчок или хлопок в ладоши. После каждого неприятного звукового воздействия собака должна получать положительное подкрепление. Если животное склонно к игре с предметом, то позитивное подкрепление можно построить и на этом: после, скажем, хлопка в ладоши хозяин доста-ет из кармана любимую игрушку и предлагает ее собаке.
Это упражнение необходимо выполнять в разных условиях: в квартире, на улице, в подъезде, днем, вечером ... Постепенно диапазон звуковых воз-действий следует расширять, чтобы перекрыть возможно более широкий спектр звуков, с которыми собака может столкнуться в жизни. Для этого можно использовать и стартовый пистолет, и различные шумоимитаторы, и ту же самую пиротехнику. Начинать следует со слабых звуков, и при этом добиваться, чтобы в ответ на такие раздражители собака проявляла “пищевое” или игровое поведение.
Параллельно с выработкой положительной реакции на звуковой раздражитель желательно проводить дрессировку по послушанию. Необходимо добиваться неукоснительного послушания и сохранения у собаки самообладания независимо от условий (в том числе и в “пугающих” ситуациях). Вначале применяется принуждение: команда “Ко мне!” подкрепляется рывком длинного поводка. Постепенно сам резкий звук начинает служить сигналом к подходу. Собака начинает понимать, что избежать неприятного воздействия (рывка поводком) можно только, находясь рядом с владель-цем. Вторым подкрепляющим моментом служит понимание того, что за неприятным звуковым воздействием последует поощрение от хозяина.
Именно комбинация двух этих факторов, приводящих к формированию рядом с хозяином комфортной для собаки зоны, делает управление собакой в стрессовой для нее ситуации более надежным. Самое главное в таких условиях - вернуть собаку “на землю”, создать конкурирующие мотивации (поесть поиграть, избежать неприятностей) такой силы, которые способны перевесить реакцию испуга.
Следующим шагом в подавлении нежелательных страхов может быть введение активной борьбы собаки с источником страха. Для собак, имеющих вкус к борьбе, можно рекомендовать следующий метод. В дрессировочном рукаве или куске шланга большого диаметра помещают надутый воз-душный шарик. После его хлопка собака должна отбирать рукав (до этого должно быть сформировано желание “бороться” с рукавом). Затем шарик можно заменить, скажем, на хлопушку. Собака привыкает к тому, что с источником пугающего звука можно бороться и его можно победить. При этом животное не теряет самоконтроля и поддается управлению. Следует помнить, что при выполнении таких упражнений нужно максимально менять условия. Место, время суток, характер звука, помощники - все это должно быть по возможности разнообразно. В процессе тренировок характер звука постепенно приближается к тому, который первоначально породил испуг.
Конечно, точные рекомендации можно дать, только если дрессировщик хорошо изучил поведение собаки. Но принципиальная схема подавления нежелательной реакции испуга примерно одинакова. Процесс этот довольно долгий и трудоемкий, здесь нельзя спешить и надеяться, что все исправимо за 4-5 занятий. При грамотной консультации владелец способен большую часть приемов отрабатывать самостоятельно, а несколько занятий с квалифицированным инструктором позволят собаке отшлифовать полученные навыки поведения при пугающих звуковых воздействиях и стать надежной и управляемой в сложных ситуациях.

Валерий Варлаков Журнал. "Друг" 4/1998